anons
anons


Культ-У-р-а! Ура! Ура!

 

 

Очередная, вот уже третья, выставка «КультУ-р-а! проекта» по замыслу организаторов должна продемонстрировать, что актуальные тенденции арт-пространства не обходят наш город стороной.  Кроме того, она еще и акт просвещения. «Стань культурным!», - призывает афиша выставки. Перед соблазном окультуриться не устоял  Вадим Титов.

 

 

Как только заходишь в выставочный зал, тебя встречают железные люди, собаки, кошки и прочие существа, идентифицировать принадлежность которых к тому или иному виду живых организмов не так-то просто. Фигуры выполнены из металла, вместо ног у многих пружины, у некоторых пружины вместо шеи. Одна из скульптурных композиций как будто вольная иллюстрация к «Волшебнику изумрудного города»: Страшила и Железный Дровосек вместе с собачкой. Я поделился своими соображениями на этот счет с другими посетителями. Оказалось, что все восприняли эти железные конструкции так же, как и я, то есть - ностальгически. Тут же были и металлические кошки с шестеренками вместо внутренних органов. Живая плоть заменена техническими приспособлениями, но  от этого существа получились на удивление добрыми и веселыми. Холодный металл придал  им теплоту. Создатель металлического зверинца – Дмитрий Осипов,- человек молодой, но уже довольно известный, сказал мне, что его работы охотно приобретают разного рода ценители. Видимо, техницизм в нашем городе пользуется спросом.

 

 

Дизайнер и архитектор Александр Картопольцев в своем проекте нового торгового комплекса также делает упор на технологические мотивы, но идет еще дальше: хай-тек дополняется брутальностью бетонных конструкций. Я предположил, что такая стилистика может быть чересчур агрессивной. Но господин Картопольцев убедил меня в ее ценности: подобное сочетание позволяет разбавить привычную городскую среду с ее однотипным  материалом внешней отделки зданий. От чего-то возникло желание отдать на откуп господину Картопольцеву, а точнее его архитектурной фантазии еще несколько городских объектов.

 

 

Помимо привычных ритуалов, на открытии можно было наблюдать явление, которое делает честь любому культурному событию. Случился самый настоящий резонанс. Более того, работы Максима Сауко взвали  дебаты! Присутствующие разделились на два неравных лагеря: одни нашли его фотоколлажи чересчур радикальными и даже вызывающими, другие же (признаться, и я тоже) увидели удачный опыт визуального эксперимента. Сам же автор ничего не объяснял (и правильно делал!), сказал лишь, что его образы рассчитаны на реакцию зрительского подсознания. Мое подсознание особенно остро (и охотно) прореагировало на изображение кошки, представленной в двух частях, соединенных только кошачьим кормом, который движется из одной части в другую. Эдакая деконструкция (или реконструкция) внутреннего мира животного, его расколдовывание. Дама культурного вида долго рассматривала эту работу, и на мой вопрос, посланный ей взглядом, честно ответила: «Я к этому не готова». Не только авторы, но и зрители были в этот день искренни.

 

 

Если говорить о тенденциях, то одна явно прослеживается: лучшие представители арт-индустрии нашего города пытаются соединить отстраненность и эмоциональную умеренность хай-тека с комфортом и теплотой естественных материалов. Лучший пример тому – инсталляция Любови Можаевой. Она поместила технологичный экран на деревянный помост, сквозь который пробивалась зеленая трава и живые цветы. Молодой ценитель современного искусства, которого я попросил прокомментировать работу госпожи Можаевой, выдал скороговоркой: необычно, категорично, экологично. Не знаю как насчет экологичности, но эти доски с травой и телевизором захотелось разместить у себя дома.

 

 

Говорить о всех работах не имеет смысла, лучше их видеть, хотя назвать участников все же стоит. Дело в том, что организаторы выставки (вдохновитель проекта – Владимир Соколов) преподнесли ее, как сбор лучших представителей арт-индустрии нашего города. Поэтому знать героев нужно, что называется, поименно. Кроме уже упомянутых авторов, свои работы в филиале Художественного музея разместили Олег Беседин, Тамара Ганту, Вероника Самборская, Лев Сериков и сам Владимир Соколов. Эти люди хорошо знают и любят друг друга. Более того, они считают друг друга профессионалами. И, очевидно, ими являются.

 

 

Выставка получилась очень легкой, веселой и позитивной. Эклектика, смешение всего и вся (начиная от одежды и заканчивая тряпичными куклами) не мешает, а, скорее, бодрит. Общий позитивный настрой не испортили даже долгие речи музейных работниц. Звучащие от них фразы типа «здоровый и умеренный консерватизм данных авторов», «нигилизм не проник сюда и, слава богу», «маститые мастера и более молодые мастера», «искусство должно спасать и быт жизнеутверждающим» были еще одним арт-объектом, своеобразным перформансом.

 

 

Сложно сказать, насколько представленные работы развивают мировые тенденции, насколько они вообще ценны как произведения искусства, - все это, в сущности, неважно. Важно то, что выставка своей стилистикой творческой свободы, открытости и высокого профессионального уровня формирует в нашем городе пусть еще непривычное, но такое привлекательное культурное пространство. Этим своим значением она, безусловно, претендует на статус знакового события.

 

 

На открытии было много молодых и начинающих. Один молодой человек (начинающий график) рассказал мне о своих работах и даже намеревался их показать: они лежали у него свернутыми в сумке. Я так проникся атмосферой, что предложил ему самостоятельно, не дожидаясь приглашения, разместить рисунки на стенах. Молодой график отказался. А жаль. Собравшиеся, похоже, были готовы оценить не только художественные достоинства, но и смелость.